Фигуры из зелени

Топиари своими руками: зеленые фигурки в вашем саду

Топиарное искусство — это процесс создания садово-парковых скульптур из живых растений. Впервые оно появилось еще во времена Древнего Рима, где владельцы богатых домов украшали свои сады фигурно подстриженными растениями. В таких парках все было подчинено строгой симметрии, каждый листик должен был находиться на своем месте. Поэтому истинные мастера ценились весьма высоко, существовала особая гильдия, вступление в которую было большим успехом.

Расцвет топиарного искусства пришелся на эпоху Возрождения, когда в каждом парке были идеально подстриженные изгороди и удивительные фигуры из живых растений. В это время законодателем парковой моды была уже не Италия, а Франция. Популярность топиари практически не имела географических границ. В России самыми яркими ее примерами стали сады в окрестностях Санкт-Петербурга.

Многие из барочных шедевров парковой архитектуры дожили и до наших дней. Сегодня они тщательно восстанавливаются и открыты для посетителей.

Техники формирования топиарных фигур

Чаще всего топиари создают из вечнозеленых растений с очень густой кроной. Именно они позволяют сделать наиболее плотные фигуры с правильными очертаниями. Поскольку история топиарного искусства насчитывает несколько веков, и развивалось оно в разных странах, то неизбежно возникли ответвления. Четкой градации по стилям не существует. Но есть различные техники создания живых скульптур, каждая из которых обладает характерными особенностями.

Классическая техника

Этот именно тот способ, которым формировали фигуры из растений со времен Древнего Рима. Он заключался в стрижке и придании определенной формы. Если с созданием геометрически правильных изгородей проблем было не много, то формирование сложных скульптур занимало несколько лет и требовало особых навыков.

Для создания скульптур правильной геометрической формы использовались специальные каркасы из деревянных реек и веревок, служившие маркерами для обрезки. Создание округлых форм, для которых сложно собрать каркас, требовало специальной разметки. С этой целью использовали мел или ленту, позволяющую размерить спираль.

Современные топиарные композиции, выполненные по классической технологии, могу включать в себя и прививки. При этом на одном стволе могут расти хвойное и лиственное растение или сорта одного вида с разной окраской листвы.

В период расцвета популярности топиари на стыке XVIII и XIX веков это искусство широко распространилось по миру. В это же время появилась кардинально новая технология, позволяющая относительно быстро формировать скульптуры сложной формы. Для ее применения не нужно быть специалистом или долго учиться. Считается, что создателями техники были американские садоводы, поэтому она получила название «американский» или «новый» топиари.

С помощью специально изготовленного проволочного каркаса удавалось очень быстро создать скульптуру даже из медленнорастущих видов. С одной стороны, это имело коммерческий смысл, а с другой позволяло небогатым владельцам садовых участков украшать их самостоятельно.

«Грин Арт»

Со временем и процесс выращивания растения внутри проволочного каркаса показался ландшафтным дизайнерам очень долгим. Поэтому были изобретены почти моментальные способы получения зеленых скульптур. На сегодняшний день разработано три способа:

  • каркас, набитый сфагнумом;
  • каркас с почвосмесью, на который высажены однолетники;
  • каркас, обвитый быстрорастущей мелколистной лианой.

В открытых садах и парках такие композиции создаются на один сезон, но при наличии теплого помещения их можно сохранить на зиму.

Материалы и инструменты для создания топиари

Для создания классического топиари не нужны специфические инструменты или материалы. Достаточно будет того, что всегда есть под рукой у дачника. Для создания направляющих, позволяющих точно обозначить форму будущего растения, необходимы:

  • деревянные планки разной длины;
  • веревка;
  • кусторез или садовые ножницы, секатор.

Для каркасного принципа формирования понадобятся:

  • гибкая нержавеющая проволока;
  • ножницы по металлу или кусачки;
  • плоскогубцы.

Все это можно заменить готовым каркасом, купленным в магазине. Тогда понадобятся только растения и небольшие кусочки бечевки.

Для создания топиари по технологии «Грин Арт» нужны:

  • металлический каркас;
  • мох или плодородный грунт.

Растения и цветы для создания зеленых фигур в саду

Чтобы сформировать топиари классическим или каркасным способом растения подбирают по следующим характеристикам:

  • плотность кроны;
  • способность формировать замещающие побеги в любом возрасте;
  • наличие большого количества спящих почек.

В разных климатических зонах для этих целей выбирают разные виды и сорта. Для средней полосы России лучше всего подходят:

  • лиственные деревья — дикая груша и яблоня, ивы, мелколистные липа и вяз, клен татарский;
  • хвойные — обыкновенная и колючая ели, обыкновенный и казацкий можжевельники, туя западная или смарагд, лиственница сибирская;
  • кустарники — барбарисы (Тунберга и обыкновенный), пузыреплодник калинолистный, боярышник, альпийская и золотистая смородина, кизильник.

Для скульптуры «Грин Арт» нужно подбирать суккуленты, вьющиеся и почвопокровные растения, которые за короткий период времени способны покрыть зеленью всю скульптуру. При этом вьюны высаживают на самые широкие горизонтальные поверхности, а мелкие элементы покрывают суккулентными.

Выбрав садовую скульптуру, которая создается при помощи металлического каркаса и вьющихся растений, стоит остановиться на таких культурах как:

  • мелколистные сорта девичьего винограда;
  • клематис;
  • бриония;
  • плющ;
  • хмель.

Формирование топиарных фигур своими руками

Для создания топиари на своем участке совсем не обязательно привлекать профессионалов. Это можно сделать самостоятельно. Работа предстоит кропотливая, но великолепный результат того стоит.

Классическая обрезка

Для самостоятельной обрезки живого растения необходима некоторая сноровка. Начать лучше с небольшого куста и несложной формы. Проще всего сформировать куб или параллелепипед. Возможно, это будет невысокая живая изгородь. А набив руку, можно браться за более сложные формы. Например, такие, как на видео.

Каркасная технология

Этот способ формирования топиари значительно проще в исполнении, но позволяет создать более сложные скульптуры. Он заключается в том, что на молодое растение надевается решетчатый проволочный каркас. Со временем зелень заполняет все внутреннее пространство, а выступающие сквозь ячейки побеги прикрывают проволоку. Владельцу остается только вовремя подрезать слишком выступающие ветки.

Важно правильно рассчитать необходимое количество растений. Для небольшой фигурки достаточно одного куста. Для средней, расположенной вертикально — двух. Для фигуры с большой горизонтальной проекцией нужно не менее четырех кустов.

Растения внедряются в каркас в возрасте 4–5 лет. Чтобы не повредить крону, перед процедурой ее лучше укутать пищевой пленкой. Внутри каркаса пленка срезается, а растение располагается так, чтобы заполнить максимум пространства. Новичкам лучше выбирать скульптуры без узких выступающих элементов: их значительно проще заполнить побегами.

После того как растения окажутся внутри каркаса, ветки нужно распределить максимально равномерно и закрепить проволокой или кусочками бечевки. Сильно выступающие части растения срезают секатором или садовыми ножницами. Остается только ждать, пока зеленая масса заполнит всю конструкцию, периодически срезая или заправляя растущие наружу побеги.

Технология создания объекта «Грин Арт» заключается в наполнении такого же каркаса сфагнумом, смешанным с торфом. Смесь должна быть достаточно влажной для того, чтобы сформированный комок не распадался. Начинать заполнение лучше с самых мелких элементов по направлению к центру конструкции. Как правило, в фабричных каркасах для удобства наполнения сделаны специальные открывающиеся люки.

Заполненную конструкцию можно оставить в таком виде. Со временем мох прорастет наружу и заполнит ячейки. Если же хочется чего-то более декоративного, в ячейки высаживают растения, оставляя некоторое пространство для роста. Если используются вьюны, то отрастающие плети пришпиливают к грунту садовыми шпильками.

Важные нюансы при создании топиарных фигур

  1. Начинать лучше с простых геометрических форм, постепенно переходя к более сложным.
  2. Для фигур с острыми углами и мелкими элементами лучше выбирать растения с небольшими листьями или хвоей.
  3. Не запускайте сформированные растения. Если не стричь их более 2 лет, велика вероятность того, что вернуть былую форму уже не удастся.
  4. Пестролистные растения после стрижки становятся значительно ярче за счет молодых листочков, учитывайте это при формировании композиции.
  5. Объекты, созданные по технологии «Грин Арт», нуждаются в постоянном обильном поливе дождеванием или капельным способом.
  6. Если нет возможности занести усаженную однолетниками фигуру в помещение на зиму, размножьте или пересадите покрывающие ее растения и занесите их в теплицу. Особенно это актуально для медленно растущих суккулентов.

Уход за топиари

Уход за декоративно подстриженными или сформированными в каркасе растениями должен быть чуть более тщательным, чем за растениями этого вида, растущими свободно:

  • Помимо декоративной, должны проводиться санитарная и прореживающая обрезки в рекомендованные для этого вида сроки. Особенно это актуально для некоторых видов хвойных, крона которых плохо переносит загущение.
  • Регулярная обрезка растений стимулирует активный рост новых побегов. Для этого ему требуется большое количество питательных веществ, особенно в изгородях, где корневые системы располагаются очень близко друг к другу и конкурируют. Поэтому очень важно регулярно подкармливать топиари. В начале сезона это должны быть азотные или комплексные удобрения, а во второй половине — калийные и фосфорные.
  • Грунт вокруг топиари всегда должен быть рыхлым и хорошо мульчированным.

Следуя всем этим правилам, вы можете самостоятельно сделать свой участок необычным и привлекательным, создав на нем удивительные зеленые фигуры.

Продолжим, как обещала, наш разговор о современной скульптуре и скульптурном дизайне. Что такое зеленая скульптура? Наверное, это понятие нужно взять в кавычки, но не хочется, слишком это литературно. Иногда зеленую скульптуру называют «живой скульптурой», и, на мой взгляд, это правильно. Скульптурные произведения, сделанные из живых растений, которым позволено жить и расти – конечно «живые».
Если серьезно, то зеленая скульптура – одно из направлений ландшафтного, точнее скульптурного дизайна. Иногда его называют каркасно-топиарным дизайном.
Красота этих «зеленых жемчужин» достигается совершенством линий планировки, пропорций и объемов, а также гармоничным подбором естественной цветовой гаммы, используемых растений и продуманностью композиционного построения.
Рассмотрим все по порядку. О топиари я у же писала в одном из разделов ландшафтной архитектуры, но сама тема заставляет вернуться к этому вопросу.
Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. В Европе родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший топиари публике. Историк и консул Плиний Старший, поэт Марк Валерий Марциал описывали стриженные зеленые формы, увиденные в местных садах, а Плиний Младший — сложные фигуры животных и птиц из живых растений, украшавших сады его тосканской виллы. Однако, ряд искусствоведов полагают, что мода на топиари пришла из Персии, Вавилона или Древнего Египта, например, легендарные сады Семирамиды.
В последующие века топиарное искусство то забывается, то вновь возрождается. XVII век был «золотым веком» топиари. По заказу Людовика XIV архитектор Андре ле Нотр в этом стиле создал один из садов – сад дворца Версаль. Этот франко-голландский садоводческий стиль после 1660 года распространился на территории Англии. В конце XIX века произошло возрождение старых английских садов и парков с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми аллеями, изгородями и газонами. Оказалось, что топиари хорошо приживается не только в регулярных, но и пейзажных парках.
Что же такое топиари? Этим термином обычно обозначают технику фигурной стрижки садово-парковых растений. Различают несколько видов топиари: два из них существуют уже несколько столетий. Они называются традиционным или классическим топиари: обрезка растений на глаз и обрезка растений по каркасу.
Помпоны на концах ветвей и вершине растения
В этом случае вид формовки прост и обычно используется стрижка «на глаз».
Во втором случае каркас или рамка одевается сверху на одно или несколько растений, из которых по мере роста формируется задуманная зеленая скульптура. Стрижка проводится по контуру каркаса или рамки.
каркас для традиционного топиари слон почти готов
При формировании геометрических форм топиари используются оба традиционных вида стрижки, в зависимости от размеров и сложности объекта.
Геометрические формы топиари
Для создания традиционных топиари лучше всего подходят растения с мелкими листьями, способные на протяжении всей жизни формировать замещающие побеги и имеющие на стволе большое количество спящих почек. При использовании технологии классического топиари растению наносится минимальный ущерб, но есть три существенных недостатка: количество возможных моделей ограничено, цвет скульптуры однороден, это цвет самого растения, продолжительность создания каждой зеленой скульптуры велика и составляет несколько лет.
Ускорение темпов жизни в XX веке определило создание предприимчивыми, не обремененными традициями жителями США современной модификации топиари или «нового топиари». Его основу составляет использование модулей, для каждой зеленой скульптуры свой модуль – каркасная конструкция представляет собой точную копию будущей зеленой скульптуры.
Белочка. сетчатый каркас сетчатый каркас для Носорога
Существует несколько видов этого нового скульптурного дизайна, получивших общее название «грин арт». В настоящее время данная технология функционирует в трех основных направлениях.
Первое, каркас, разделенный на небольшие отделения-карманы, заполняется мхом сфагнумом. Все, живая, мягкая зеленая фигура готова и может занимать свое место в саду или парке. Постепенно мох полностью скроет каркас, и никто на глаз не сможет определить настоящее это растение или игрушка. Уверенность придают только размеры скульптуры. Но в любом случае необходимо периодически ее подстригать. Установка такой зеленой скульптуры дело простое, она «легка на подъем».
Молодой олень (каркас + мох)
Установка зеленой моховой скульптуры, Детский парк, Энгельс, Саратов, РФ
Второе, для заполнения внутреннего пространства каркаса используется смесь мха и торфа, которая представляет собой питательную среду для выращивания цветов и ряда других растений, невысоких однолетних или многолетних, в т. ч. ковровых.
Лев, из мха и травы Сова
Взлетаем
Третье, внутреннее пространство каркаса, разделенное на части, заполняется смесью почвенного грунта с добавлением питательных веществ и связующего материала, например, соломы. В подготовленный грунт высаживаются или высеваются вьющиеся растения (плющ, виноградная лоза, лианы или семена газонных трав, а также многие другие кустарничковые, травянистые растения и цветы). Эта технология обычно используется при создании крупных форм зеленой скульптуры.
корона С мамой всегда хорошо (большая панда с детенышем)
Впервые эта технология была применена в США в 1962 году, при создании Диснейленда. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка.в Диснейленде, Флорида, США
Героиня Уолта Диснея Микки и Минни Маус
Красавица и Чудовище, Диснейленд, Флорида, США
Именно такие декоративные объекты растительной пластики, объемных цветочных композиций или каркасной цветной скульптуры получили название «зеленой» или «живой» скульптуры. Создание таких скульптур предполагает наличие специальных устройств — каркасных конструкций, обычно из пластика, металла или дерева.
Устройства для зеленой скульптуры делят на два вида: 1. объемные декоративные опорные конструкции в виде пирамид, сфер, полусфер, триумфальных арок и т.п.;
2. сетчатые опорные модули-каркасы сложных художественных форм для ковровых, лиственных и цветочных травянистых растений, которые высаживаются в каждую ячейку такой конструкции.
В этом, втором случае сначала выбирается форма будущей скульптуры, затем, используя современные технологии компьютерного моделирования и программ литья, из пластика или металла создают сетчатые каркасные модели любой сложности.
Посадочный растительный материал подбирается по виду, размеру, окраске, фактуре для создания соответствующей одно- или разнородной поверхности, либо орнаментального узора на ней.
Но только компьютерной грамотности недостаточно. Для создания эстетически ценных и зрелищных форм зеленых композиций необходимы творческие усилия высокопрофессиональных ландшафтных архитекторов и флористов:
— знание многочисленных разновидностей растений, их сортов и окрасок;
— умения подобрать ассортимент растений, способных произрастать на откосах в пределах объемных каркасных композиций;
— умения на основе закономерностей колеров и оттенков найти нужные цветовые решения и скомпоновать на основе учета декоративных качеств всего диапазона растительного материала красочные композиции.
При создании зеленой скульптуры в конструкцию, в зависимости от ее сложности, закладывается дренаж или монтируется система внутреннего полива.
Однако, в последние годы для созданий каркасных скульптур стали широко использовать искусственные и синтетические материалы: искусственный мох и газонную траву.
Большинство используемых в садах и парках каркасных зеленых скульптур относятся к одиночным модулям – объектам, реже встречаются линейные и ленточные композиции и очень редки модульные сюжетные композиции.
Многие из приведенных выше относительно простых примеров из практики рынка топиари относятся к линейным, одиночным или парным, но встречаются ленточные и стайные групповые композиции.
Цепочкой (ленточная композиция) Летящие утки (стая птиц)
Теперь рассмотрим несколько конкретных зеленых скульптур установленных в парках разных стран мира.
Бабочка, ботанический сад Мир Атланты, Греция Рыба-клоун и анемоны, национальный парк Окинава, Япония
Носорог и поодаль семейство жирафов, Лев у входа в тематический парк Busch
парк Зеленая планета, Сочи, РФ Gardens в Тампе, Флорида, США
Павлины, о. Майнау, Баден-Вюртемберг, Германия
Спящий птенец, Ботанический сад, Нант, Франция Пума у водопоя. Сад зеленых скульптур, Коста Рика.
ландшафтный архитектор Бланко, фото Ю. Дуданов
Хамелеон, сочетание традиционного и Феникс, Парк зеленых скульптур, Пекин, Китай
каркасно-модульного топиари
При размещении зеленой скульптуры в парке в соответствии с технологией создания объектов растительной пластики сначала устанавливают саму скульптурную форму, лишь затем оформляют пространство вокруг неё.
При определении места размещения зеленых скульптур в садах и парках большое значение имеет учет следующих технологических факторов:
— освещенности территории,
— относительной защищенности от сильных ветров и осадков,
— доступности для подъезда обслуживающего транспорта – машин для полива и подвоза заменяемых растений.
Особое значение эти факторы имеют при размещении сюжетных картин-модулей.
Кенгуру на прогулке Зеленая планета, Сочи, РФ
Встреча. Фестиваль цветочных скульптур. Цветочный парк. Хамамацу Япония
Любопытный. Сад зеленых скульптур, Коста Рика. ландшафтный архитектор Бланко, фото Ю. Дуданов
На страже. Ботанический сад Мир Атланты, Греция
Олени. Фестиваль цветочных скульптур, Цветочный парк, Хамамацу, Япония
Потанцуй со мной. Ботанический сад Мир Атланты, Греция
Герои японских мультиков. Фестиваль цветочных скульптур, Цветочный парк, Хамамацу, Япония
Духи леса. Монреальский ботанический сад, Квебек, Канада
Правдивая история. Парк Века, Шанхай, Китай
Мать-Земля, Монреальский ботанический сад, Квебек, Канада
Человек, который сажал деревья, Монреальский ботанический сад, Квебек, Канада
Защитим жизнь. Парк Века, Шанхай, Китай
Во всех странах доминируют фигуративная скульптура, парков с преобладанием геометрических композиций намного меньше, а парков с абстрактными композициями или отдельными абстрактными скульптурами – единицы.
Топиари геометрических форм по соседству Геометрическое разнообразие.
с неформальными посадками, сад Хиткот, Топиарный сад, Левенс холл, Камбрия, Англия
Глостершир, Англия
Возьмемся за руки, друзья
Широкой увлечение каркасной зеленой скульптурой позволило выявить ряд особенностей: 1. поскольку скульптуры – модули являются сильными ландшафтными акцентами, то такие объекты не рекомендуется повторять в пределах видимости, особенно если речь идет о скульптурах, не имеющих единого сюжетного решения. Например, «сочетание» лошади, зубра и матрешки; 2. однотипную каркасную модель можно использовать для создания ритмично-повторяющихся ленточных композиций. При этом расстояние между ними должно определяться порогом видимости и желательно, чтобы объекты такого визуального ряда несколько отличались друг от друга.
Композиционные принципы размещения в целом аналогичны «классике жанра», т. е. зависят от садово-паркового стиля и специфики территорий.
В регулярном пространстве каркасные зеленые скульптуры размещаются на пересечении аллей, в нишах зеленых стен или вдоль крупных аллей с определенным ритмом, что подчеркивает перспективу. В последнем случае более уместны геометрические модули.
В пейзажном пространстве хорошо смотрятся тематические каркасные скульптуры или композиции, расположенные на некотором расстоянии от аллей или дорожек.
Конкретные места размещения зависят от пластики рельефа, контуров водоемов и полян парка. Зеленую скульптуру обычно размещают в открытом пространстве: на газонах, цветниках или полянах, около водоемов или над водоемами, иногда в композиции с декоративными камнями.
Парк самшитовых чудес, Дюрбуи, Бельгия Парк топиари Джеймса Т. Мейсона,
американского скульптора, Колумбус,
штат Огайо, США
Цветовые соотношения зеленых модулей и фона также типичны для ландшафтной архитектуры. Каркасную композицию из растений светлых тонов размещают на темном фоне насаждений, и наоборот, скульптуру с преобладанием темных тонов на фоне растений со светлой окраской листьев.
Каркасный модуль или композиция, рассчитанные на силуэтное восприятие хорошо смотрится на фоне неба или воды. На большом газоне, фоне водоема или открытого пространства эспланады хорошее впечатление оставляет большое, яркое, многоцветное «пятно» каркасной модульной скульптуры.
Утки на озереВсе ныне существующие скульптурные модули можно разделить на две группы: стационарные и мобильные каркасные скульптуры. Преобладают зеленые скульптуры первой группы.
В последние годы на многочисленных праздниках и фестивалях в качестве украшений стали использоваться передвижные (мобильные) каркасные топиари, не только одиночные, но и целые композиции. Они обычно сравнительно невелики по размерам и менее красочны. Однако, использование таких объектов способствует повышению красочного впечатления, а значит привлекательности от события и архитектурно-художественного облика места его проведения.
В заключение предлагаю вашему вниманию фото одного из российских энтузиастов грин арта, ландшафтного архитектора Вадима Кулешова, который создает парк топиари в Волгограде.
Три вида — начало работы. Топиарный сад, Волгоград, РФ, ландшафтный архитектор В. Кулешов Пожелаем ему удачи!
В следующей публикации по теме Скульптура поговорим о песчаной скульптуре, хотя лето уже кончилось, но не хочется откладывать тему на целый год.

Как сделать топиарий, зелёную скульптуру для сада или дачи

Зелёная скульптура для сада технически делается достаточно просто, если вы не занимаетесь изготовлением каркаса. Но занятие трудоёмкое и потребует навыков садовода и даже скульптора и сварщика, в случае создания каркаса своими руками. Если у вас таких навыков нет — это хорошая возможность расширить кругозор, высвободить свой творческий потенциал и создать красивое украшение для сада и дачи в виде зелёной скульптуры, топиария своими руками.

Зелёная скульптура

Способы создания топиария

Существуют каркасные и бескаркасный способ создания зелёной скульптуры. Основных методик создания топиария четыре:

  1. Экспресс-метод. Сначала высаживаются растения, вьющиеся или вечнозелёные. Когда они подрастут или сразу, на них устанавливается каркас, растения закрепляются проволокой к каркасу. Дальше растения по мере роста подрезаются и формируется необходимая форма скульптуры.
  2. Растения сначала заводятся в каркас и после этого вместе с каркасом высаживаются на место.
  3. Каркас плотно забивается землёй и растения высаживаются в этой земле.
  4. Бескаркасный метод по принципу «бонсай». Растение высаживается в землю и по мере роста ему придаётся нужная форма.

Топиарий на основе каркаса

Здесь основой зелёной скульптуры является каркас, который набивается землёй и высаживается растениями, либо в него заводятся растения, например туя. Каркас можно изготовить самостоятельно, сделать на заказ или купить готовый подходящий. Создание каркаса — дело трудоёмкое и требует проработки деталей и аккуратности, а так же владения сваркой. Если создаёте каркас для скульптуры самостоятельно, не думайте, что с первого раза у вас получится шедевр, произведение искусства, и выбирайте модели по-проще.

Каркас обычно состоит из стальной арматуры 5-6 мм толщиной. Часто каркас состоит не из одной части, а из основного каркаса, вторичного каркаса потоньше и сетки. Всё зависит от сложности модели и самого изготовителя. Примерно он создаётся по такому же принципу как для скульптуры из бетона. Нужные элементы сгибаются, свариваются или закрепляются проволокой.

Так же каркас может состоять из стеклопластиковой арматуры, но, соответственно, он дороже и прослужит заметно дольше.

Важно! Следите чтобы металл каркаса был оцинкован или, как минимум покрашен водостойкими красками по металлу.

Набивка каркаса землёй

Каркас скульптуры забивается (набивается) плодородным слоем земли. Плотно, проливается водой. Потом сверху промазывается такой же землёй, но удобренной, например, навозом. Можно использовать перегной.

Процесс набивки каркаса землёй показан на видео ниже.

Скульптура засаживается семенами травы или других растений.

Траву использовать гораздо проще. Для этого нужно смешать семена травы со вторым, удобренным слоем земли, которым обмазываем скульптуру. С другими растениями всё сложнее и кропотливее. Они сажаются по одному и такой процесс занимает немало времени. Хорошо такой процесс описан на видео ниже.

Создание топиария своими руками дело кропотливое, но по силам домашним мастерам. Создайте топиарий на своём участке и он будет радовать глаз долгие годы.

Создание скульптур из растений – превосходная форма искусства для тех, кто любит возиться в саду и обладает большим пространством на своем заднем дворе. Превосходным примером этого сложного, но красивого артистического процесса были «Воображаемые Миры» — выставка в ботаническом саду Атланты. Эти тщательно продуманные и огромные зеленые структуры создают мистические и фантастические миры, которые созданы из пышной живой зелени.

Создание таких работ намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Творение большинства из них начинается с изготовления специальной металлической конструкции. Каркас покрывается почвой и удобрениями. Затем проводится специальная система водоснабжения, которая помогает растениям приобрести нужную форму.

Кажется, что эти удивительные зеленые структуры растут прямо из земли. Из-за того, что они сделаны из живых растений, они всегда остаются зелеными. Созданные из мха и небольших кустарников, скульптуры представлены всевозможными видами органических форм, подражая людям и животным. Самое крупное творение «Земная Богиня», достигает 8 метров в высоту и является постоянной частью ботанического сада. Если вам посчастливится , когда-нибудь оказаться в данной области, обязательно посетите этот удивительный сад.

Официальный сайт

Топиари — 120 фото эксклюзивного оформления кустарниковой скульптуры. Варианты красивого дизайна и современного стиля с применением топиариев

Изначально владельцы частных участков довольны, если их территория чистая и ухоженная. Со временем требования к ландшафтному дизайну и оформлению нередко вырастают, а потому приходится искать новые способы украсить территорию возле своего дома.

Помочь в этом смогут топиари, еще известные как топиар – деревья и кустарниковые растения, которые подверглись фигурной стрижке. Именно о них и пойдет сегодня речь. Итак, начнем.

Содержимое обзора:

  • История искусства
  • Топиари сегодня
  • Топиари в доме
  • Особенности формирования
  • Выбор растений
  • Фото топиари

История искусства

Растения использовались для облагораживания участков земли с незапамятных времен, но в определенный момент многое начало меняться. Фигурная стрижка растений впервые появилась в Европе, на территории Римской империи, во времена ее процветания.

На первых этапах все было довольно просто – кусты и деревья получали квадратные или круглые формы, тем самым становясь более аккуратными и необычными.

Если же сейчас посмотреть на фото топиари в интернете, то можно найти растения каких угодно форм и видов, ведь сейчас данное искусство развито как никогда до этого.

Огромный скачок в развитии искусство топиари пережило во времена Ренессанса. В этот период истории фигуры топиари не просто начали активно использоваться, данная техника была задействована для создания целых садовых систем, причем некоторые из них сохранены до сих пор, вроде садовых лабиринтов во Франции, хоть они и претерпели некоторых изменений.

Отличительной чертой этого периода времени стало то, что садовники перестали ограничиваться простыми геометрическими фигурами и начали изображать живых существ и другие сложные объекты.

В то время столицей развития топиари стал французский Версаль, к которому можно добавить некоторые города Голландии.

Нидерланды в этом ключе играют важную роль прежде всего потому, что именно из этой страны топиари попало на территорию современной Англии, где сохраняется и активно используется по сей день.

На самом деле само искусство намного интереснее и сложнее, чем его, на первый взгляд, необычное название. Берет свое начало оно из латыни от слов topiaria и topiarus – искусство садовода и садовник соответственно.

Искусство топиари связанно еще с одним термином – topia, что означает «маленький пейзаж».

Именно так изначально садовники представляли свои работы – отдельные картины, крупного или малого размера, которые являются частью участка, но при этом самодостаточны и независимы.

Интересно и то, что первым садовником, который начал активно практиковать данное искусство является человек, которого считали своим другом император Август и сам Юлий Цезарь. Этот удивительный человек – Кней Матий, который жил в последнем столетии прошлой эры.

Его работы с растениями удивили не только Цезаря, но и других высокопоставленных лиц Римской империи, а потому в будущем они были детально описаны в книге «Естественная история», которую написал консул Римской империи.

Несмотря на все эти данные многие считают, что впервые сделать топиари удалось персидским народам, а римляне в итоге просто позаимствовали данное искусство.

Сколько в этом правды говорить сложно, хотя есть некоторые записи о том, что фигурная стрижка деревьев еще раньше была использована на территории современного Египта.

Топиари сегодня

Довольно долго топиари не использовались активно садовниками по всему миру – лишь в местах, где данное искусство считалось традиционным, частью общего культурного наследия.

Изменить ситуацию удалось садовникам из Северной Америки, которые начали практиковать проволочный каркас топиари. Произошло это по разным причинам, главной из которых считается упрощение работы с растениями.

Однако стоит понимать, что упрощение ухода за растениями происходит именно без каркаса, ведь он нужен исключительно для более сложных конструкций и форм, вроде детального изображения человека или животного.

Стоит отметить и то, что данное искусство смогло пробиться и на большие экраны. Речь идет о фильме «Эдвард руки-ножницы» в котором персонаж Джонни Деппа отличался незаурядными навыками в создании топиари.

Вернемся к североамериканским садовникам и тому, что они принесли в искусство топиари. Их изобретение лучше всего подойдет тем, кто хочет сделать топиари в саду своими руками, но не имеет особых навыков в этом деле.

Главной особенностью каркаса является возможность довольно легко и просто получить детали и тонкие линии при создании фигуры из растения.

Работает каркас довольно просто, а потому покупать его можно даже без особого опыта. Изначально вы садите растение, после чего, в определенное время поверх одевается каркас.

Сразу его использовать не обязательно, ведь если он будет сильно превышать в размерах растение, то просто станет помехой при уходе за ним.

Далее дерево или куст должны расти, а когда растение уходит за пределы каркаса – вам нужно начинать его обрезать. В среднем кустарнику нужно пару-тройку месяцев для того, чтоб разрастись, при условии, что вы использовали не маленькие саженцы.

Каркас обычно используется какого-то нейтрального цвета, или же окрашивается в цвет растения.

В некоторых случаях после создания формы скульптуры его удаляют, но такое работает обычно лишь с простыми каркасами, да и смысла в этом не особо много.

Все потому, что после удаления каркаса уход и поддержание формы растения становятся более затруднительными.

Топиари в доме

Однако многим людям нужен не только красивый садовый участок, но какое-то озеленение внутри дома. Если в древние времена топиарий был исключительно искусством работы с растениями на улице, то сейчас зеленью все не ограничивается.

Для дома также можно приобрести топиарий – неживое дерево, которое делается полностью вручную. В процессе создания обычно используются сушеные растения или их части, бусины, поролон, перья и так далее.

На самом деле неживые составляющие встречаются и при создании скульптур на улице.

Одним из самых простых вариантов являются садовые ежики – маленькие кусты, которые напоминают туловище ежа, к которым добавляется голова из какого-то материала.

Все, что вам надо будет делать в будущем, так это поддерживать правильную форму самого куста.

При желании можно сделать топиарий и непосредственно в доме. Проблема заключается в том, что крупные деревья и кустарники в доме разместить обычно нет никакой возможности, а потому для этого используются карликовые растения. Это очень интересный и необычный способ озеленить и украсить ваш дом, который оценят все ваши гости.

Особенности формирования

При создании топиари есть два важных процесса – обрезка и стрижка. Важно сразу запомнить разницу между ними и не путать их, ведь для каждого из них есть свое время.

Обрезка – процесс довольно грубый, но очень важный для формирования общей картины, основных форм – для этого обрезаются все крупные ветки, чтоб они попадали под нужный контур. Формирование каждой ветки процесс сугубо индивидуальный, а потому требует особого внимания.

Наилучшим временем для обрезания является период спада зимних морозов – конец февраля, начало марта. Если условно – период, когда на улице начинает теплеть, но растение еще не успело активизировать движение соков по своей системе.

Стрижка же более декоративный процесс, который применяется уже ко всему растению, а не только его отдельным веткам.

Лучшим временем для этого будет период, когда растение начинает активно пускать побеги. Когда этот процесс начался – немного подождите, пока они немного активнее разрастутся, после чего верните своему растению нужную вам форму.

Выбор растений

Перед выбором и покупкой растения вы сначала должны разобраться с тем, какая фигура в итоге должна получиться. Первым делом определяются ее размеры, ведь это наиболее важная переменная.

Далее нужно понять, какая форма будет у фигуры, ведь некоторые растения больше подходят под определенные формы и типы фигур.

Выбрав правильное растение, вы сделается процесс выращивания намного проще, не говоря уже о формировании и последующем уходе.

Начнем с малого – кустарники. Кустарники являются наиболее популярным вариантом при создании топиари, ведь они сами по себе не очень большие и ветки у них довольно тонкие, что важно при формировании. Дальше идут хвойные кустарники и деревья.

По размеру они уже больше, а потому подходят для фигур среднего размера. Если же и этот вариант вам не подходит – посмотрите на лиственные деревья вроде яблони или груши, вместо которых может подойти вяз или клен.

Фото топиари

Пожалуйста, сделайте репост 2+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *